Публикации

РАДОСТЬ БЫТИЯ

Можно сказать, что период самоутверждения для Михаила Голубева завершился уже к 25 годам. Сегодня с солидным багажом персональных выставок в музеях и галереях Омска и Новосибирска этот молодой автор уверенно входит во всесибирское культурное пространство. В отличие от многих своих сверстников, Михаил Голубев склонен к большой форме картины с развёрнутым, чаще всего аллегорическим сюжетом. Его живопись классически литературна, и литература эта модернистская, когда сюжет, не успев развернуться, сворачивается в образ-символ.

Визуализация метафоры - основной приём Голубева, и это отчасти сближает его с концептуалистами, но игра смыслами не становится самоцелью. Опора на пласты мировой культуры также не приводит к тотально ироничным постмодернистским деконструкциям. Перед нами художник, искренне и всерьёз с кистью в руках размышляющий о смысле жизни и творчества.

Выставка "Радость бытия" - один из этапов этих размышлений. Большая часть представленных на ней работ датирована 2007 годом. Лишь некоторые, знаковые и значимые, говорят о ранее "пройденных" художником темах взаимодействия человека и социума или неминуемого расставания с райским садом детства... Теперь в центре внимания Михаила Голубева такие вечные проблемы художественного творчества, как соотношение эмоционального и рационального, искренности и фальши, профессионализма и её величества халтуры ("Внутренняя гармония", 2007; "В погоне за вдохновением", 2007; "Халтура", 2007). По мере того как молодой автор набирается житейской мудрости, появляются картины-притчи об опасно любопытствующей Варваре ("Любопытная Варвара", 2007), о модифицированных граблях для многократного наступания ("Бесценный дар предков", 2007), о внезапно накатившей радости бытия ("Радость бытия", 2007)...

А в чём, собственно, кроется радость? Генерируется ли это чувство в радужном сердце художника ("Сердце художника", 2005), или проливается на землю с лучами солнечного света, запечатлёнными на его многочисленных этюдах? Судя по ним, Михаил Голубев - законченный оптимист. Мы видим море света на этюдах, привезённых из поездки в Турцию (2007), что естественно, но ведь и привычно пасмурный Омск "в исполнении Голубева" чаще всего предстает в полуденном солнечном сиянии. Серпантины радуг, конфетти солнечных бликов на морской воде, небесная лазурь и зеленеющие сады - это идеальное радостное пространство, где в основном происходит действие картин Михаила Голубева.

Однако радость заключена и в самих муках творчества, в преодолении противоречий между литературностью и живописно-пластической образностью, иллюстративностью как внешним "освещением" и рождающимися внутри картины светом, прямолинейностью лобовых метафор и их многоплановостью... Скорее всего, эта непрекращающаяся борьба с собственными "сизифовыми камнями" и есть главная радость бытия художника Михаила Голубева.

Галина Юрьевна Мысливцева,  искусствовед

Январь-февраль 2008 г., персональная выставка «Радость бытия», Томский областной художественный музей

ADVERT